Сабвуферы открытого и закрытого типа: разбираемся в отличиях

Какой тип сабвуфера лучше – ЗАКРЫТЫЙ или с ФАЗОИНВЕРТОРОМ? Это один из постоянно обсуждаемых вопросов на форумах и в блогах приправленных изрядным количеством всевозможных мнений.  В данной теме очень много приукрашенных мифов и обобщений и не секрет, что это один из самых частых вопросов задаваемых SVS на оригинальном сайте на странице поддержки.

 

Мы предлагаем наш ответ с оттенком неопределенности – «зависит от обстоятельств». Сильные стороны каждого типа сабвуфера будут перечислены ниже вместе с рекомендациями по установке и организации места прослушивания, которые поспособствуют получению оптимального результата.


САБВУФЕРЫ В ЗАКРЫТОМ КОРПУСЕ

Компактный размер

 

Сабвуферы в закрытом корпусе обладают сравнительно небольшими размерами, что упрощает их интеграцию в зону прослушивания с минимальными нарушениями концепции общего дизайна помещения.  Это позволяет закрытым сабвуферам естественно интегрироваться в современные гостиные с их кинотеатрами, игровыми приставками и стерео системами не привлекая к себе пристального внимания. 

 

Идеально подходит для прослушивания музыки

 

Добротно сконструированный закрытый сабвуфер меньше вращает фазу, а также, у него меньшая групповая задержка и реверберация за единицу времени. Все это делает закрытый сабвуфер средством выбора для критического музыкального прослушивания что обычно и описывается энтузиастами как звучащие плотно и артикулировано с меньшей заметностью в системе.

 

Ультра-глубокое расширение – натуральное дополнение к усиливающему эффекту помещения

 

Сабвуфер в закрытом корпусе обладает более пологим спадом НЧ, чем в открытом. Для более эффективного использования этого явления SVS использует DSP фильтрацию, чтобы оптимизировать общую частотную кривую и НЧ спад, а также, чтобы максимально улучшить усиливающий отклик помещения, что актуально для помещений малых и средних размеров.  Конечный результат, при распространении в реальной комнате, на практике гораздо глубже, чем при квази-безэховом расчётном эксперименте.  Ниже расположен график демонстрирующий частотный ответ SVS SB200 в безэховой камере в сравнении с ответом в помещении со спадом 7 дБ на октаву начиная с 40 Гц (характерно для малых и средних закрытых помещений). 


Динамическое ограничение отклика при воспроизведении самых низких частот

 

Для поддержания одинакового уровня звукового давления с каждым последовательным углублением октавы, смещение конуса учетверяется в закрытом сабвуфере. В дополнение к этому, эквализация требует подогнать и оптимизировать квази-безэховый частотный отклик, который потребляет мощность усилителя. Таким образом, закрытый сабвуфер будет обладать сравнительно более малым динамическим пределом, менее 40 Гц, в сравнении с сабвуфером открытого типа в идентичном ценовом диапазоне.

Вышеупомянутое совершенно не означает, что закрытые сабвуферы не способны хорошо работать в системе домашнего кинотеатра, которые как раз очень требовательны в диапазоне 18 – 36 Гц. Помните, небольшие помещения могут значительно повышать низкочастотный ответ да и далеко не каждый пользователь просматривает кинофильмы на уровне громкости IMAX театров. Таким образом, если динамический предел закрытого сабвуфера хорошо сочетается с размером комнаты и предпочитаемым уровнем громкости, результат оказывается замечательным даже в случае с просмотром фильмов. 

 

САБВУФЕРЫ С ФАЗОИНВЕРТОРОМ

О размерах

 

Сабвуферы открытого типа требуют относительно большой размер корпуса для достижения низкой частоты воспроизведения и, к тому же, им необходимо предоставить достаточное пространство для порта, что помогает  избежать нежелательных призвуков при высоких уровнях громкости. Большой корпус также способствует увеличению КПД сабвуфера при воспроизведении самых низких частот и не требует дополнительной EQ поддержки для достижения натуральной глубины воспроизведения.

Как результат, в 2-4 раза усиливается максимальный динамический отклик в диапазоне 18 – 36 Гц при сравнении с закрытым сабвуфером в том же ценовом диапазоне. Это делает большой фазоинверторный SVS естественным выбором для помещений больших размеров (где меньше проявляется усиливающий эффект комнаты) и высоких уровней громкости что особенно актуально для Blu-ray фильмов в жанрах научной фантастики и боевиков с акцентом на LFE канал.  

 

А что с музыкой?

 

Одним из наиболее устойчивых мифов в аудио индустрии является мнение, что сабвуферы с фазоинвертором плохо воспроизводят музыку.  Такая репутация была в основном заработана благодаря страданиям покупателей, которые на протяжении десятилетий приобретали маленькие портированные бумбоксы в супермаркетах электроники. Эти сабвуферы не потому плохо звучали с музыкой, что они были с фазоинверторами, они плохо звучали с музыкой (а равно и в кино) просто потому, что они были плохими сабвуферами.

Фазоинверторные сабвуферы SVS обладают ровной АЧХ, низкими искажениями, отличной линейностью и способностью воспроизводить очень низкие частоты (20 Гц или ниже). Глубокая настройка системы смещает индуцированное фазоинвертором вращение фазы и групповую задержку ниже полосы пропускания частот, где мы относительно нечувствительны к ее восприятию.

На прилагаемом графике представлены кривые групповой задержки для SVS PB13 Ultra для 20 Гц открытого, 16 Гц открытого и закрытого режимов. Обратите внимание, что кривые групповых задержек во всех трех режимах соответствуют диапазону 120 Гц – 30 Гц, что перекрывает типичную частотную полосу и только расходятся на самых низких частотах. В целом,  закрытый режим обладает самой низкой общей групповой задержкой. Оба открытых режима также имеют хорошие показатели > 30 Гц, т.е. эти модели отлично себя покажут как в музыке, так и при воспроизведении звуковых дорожек к фильмам. 


Green Line = Sealed Group Delay Curve • Black Line = 20 Hz Ported Group Delay Curve Purple Line = 16 Hz Ported Group Delay CurveBlue Line = 1 Cycle of Group Delay (inaudible)

 Red Line = 1.5 Cycles Group Delay (commonly accepted perception threshold) Courtesy Audioholics PB13-Ultra Review (used with permission)

 

ВЫВОД

Оба, закрытый и открытый варианты имеют свои преимущества и особенности.  Какой тип сабвуфера выбрать для конкретного случая зависит от разных факторов. Размеры комнаты, используемая система, уровень воспроизведения, вопросы, связанные с дизайном помещения, доступное пространство для установки и ограничения во внешних  размерах сабвуфера – все это важные моменты для принятия решения. 

 

В заключение, хочется отметить, что  оба типа сабвуферов  могут доставлять  огромное удовольствие, как при прослушивании музыки, так и в кино. Основная рекомендация, это как можно более тщательно подбирать конкретный сабвуфер для конкретной задачи.